Светлана Комлева говорит о великих художниках. Серов и Нестеров.
Валентин Серов, известный русский художник, родился 7 января в 1865 году, в Петербурге. Родителями Валентина были композитор А.Н.Серов, и мать Валентина Бергман, пианистка. Детство будущего художника проходило в аристократической атмосфере. Его отец, помимо того, что был знаменитый композитор, славился еще и тем, что был хорошим музыкальным критиком. В возрасте сорока трех лет, он женился на ученице Валентине Бергман, которой, на тот момент было всего лишь семнадцать лет.
Дом Серовых всегда был открыт для гостей, они славились гостеприимством. Валентина Бергман была прирожденной нигилисткой, она отрицала любое проявление этики, даже самой элементарной. Она не принимала, и не понимала, когда воспитанные и галантные люди уступали ей место, вставали, когда она входила. Её общество напрямую отличалось, от общества Александра, которое было очень интеллигентным. В их дом были вхожи, такие знаменитые личности, как Тургенев, Репин, не менее известный скульптор Антольковский, а так же художник Ге.
Отец Валентина умер, когда ему было всего лишь 6 лет, это было суровое испытание для мальчика и со временем у него начали проявляться способности к рисованию. По просьбе матери, мальчика отдали на обучение к Репину, который жил и работал во Франции. Единственным развлечением мальчика, было самостоятельное рисование, под чутким контролем Репина. С 1875 по 1878 год, занятия с Репиным прекратились, из-за постоянных разъездов Серова с матерью.
В 1880 году он поступает в Академию художеств, которую покидает спустя пять лет. Причиной тому становится, по словам одного из мемуаристов, то, что ему попросту там надоело. Серов хотел попасть к знаменитому Чистякову, который был профессором у многих знаменитых художников, даже у самого Репина. Чистяков, жестоко относился ко всем работам новых учеников, подвергая их жесточайшей критики. Однако Серов, не сломился и слушался его во всем, каждой его малейшей критике, за что Чистяков и полюбил Валентина. Чистяков очень сильно повлиял на будущее Серова, открыв перед ним все великие работы Эрмитажа, и объяснив, почему нужно изучать старых художников.
Круг лучших друзей Серов создал не только в Академии, его друзьями были Врубель и Абрамцев. Вместе друзья создавали различные домашние спектакли, в ходе которых Серову не было равных. У Валентина Серова был помимо дара художника, дар комического актера. Глядя на его героев, никто не мог удержаться от хохота. Друзья так же увлекались различными ремеслами, как например керамикой. В картине "Девочка с персиками" Серов увековечил сделанную друзьями тарелку. Также друзьями была создана собственная гончарная мастерская.
Валентин Серов в дальнейшем прославился, как великолепный русский портретист, и один из лучших художников европейской живописи того века. Безусловно, он мог изобразить на холсте все что угодно помимо портрета, однако, более всего ему было интересно рисовать черты лица, уточнять каждый жест и вкладывать в картину всю душу, чтобы придать неподвижному образу: чувственность, простоту, и выразительность.
После себя, Серов, оставил огромное количество великолепных работ - как портретов, так и в виде пейзажа русской природы, книжной иллюстрации.
Среди самых видных мастеров кисти, Серов обладал большим авторитетом, и к его мнению прислушивались почти все, как начинающие художники, так уже и знаменитые. Можно провести тонкую грань, и утвердительно сказать, что на тот момент, было два самых выдающихся художника, это Серов и Левитан, которые внесли наибольший вклад в развитие Русской живописи девятнадцатого века. В продолжении темы: Грабарь о Серове.
Михаил Васильевич Нестеров.
Нестеров Михаил Васильевич родился в одном из старых городов Урала – Уфе 19 мая 1862 года, в патриархальной и религиозной семье. Мать его - веселая и властная женщина происходила из почетной купеческой семьи. Отец же был очень независимым и прямым человеком, занимающимся торговлей. Несмотря на это, он интересовался литературой и историей, а позднее проявил интерес и внимание к художественному таланту своего сына. Свое детство Михаил Васильевич всегда вспоминает с теплотой и благодарностью родному дому, родным и русской природе.
После двенадцатилетней учебы в Уфимской гимназии будущий художник уезжает в Москву и поступает в реальное училище Воскресенского, а позднее поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества. Его преподавателями были Сорокин П.С., Пряшников И. М. и Перов В. Г. Уже в 1879 году Нестеров стал принимать участие в выставках организованных училищем. Среди его ранних работ были картины на бытовую тематику: "В ожидании поезда", "Домашний арест", "В снежки". Они были написаны по традициям русского передвижничества.
В более поздний период он начинает писать жанровые картины исторической тематики: "Смерть Лжедмитрия", "Прием послов". В этот период своего творчества он выполняет рисунки для книг и журналов, чтобы немного заработать на жизнь. Написав в 1885 году картину "Призвание М. Ф. Романова на царство", Михаил Нестеров удостаивается звания свободного художника. В конце 80-х годов он становится известным как художник, пишущий на исторические темы, особенно допетровский эпохи. К этому периоду относятся работы: "Поход Московского государя пешком на богомолье в XVII в.", "Свадебный поезд в Москве в XVII веке". За свое произведение "До государя челобитчики" Нестеров получил звание "Классный художник" и Большую серебряную медаль.
В 1890 году на сюжет, который был взят из "Жития преподобного Сергия" была написана картина "Видение отроку Варфоломею". Это была первая работа из цикла, посвященная Сергию Радонежскому, являющегося для художника воплощением чистого, нравственного идеала.
Несмотря на то, что мнения о картине были очень противоречивы, она стала сенсацией на передвижной выставке, и ее приобрел П. Третьяков для галереи. Профессор Прахов, который заведовал росписью Владимирского собора в Киеве, был поражен талантом художника и пригласил его для работы в соборе. 22 года своей жизни М. Нестеров отдал церковным иконам и росписям. Эта работа оставила отпечаток на всем творчестве художника и заняла особое место в его работах. Были написаны картины: "Под благовест", "Молчание", "Соловки", "Святая Русь".
Революция 1917 года стала рубежом для его творчества. Писать картины на темы религии стало опасно, и Нестеров стал писать портреты дорогих и близких ему людей, а также портреты известных современников. Им были написаны портреты жены, дочери, друга, писателя Льва Толстого, художников братьев Кориных, скульптора Мухиной и физиолога Павлова. Был создан графический и живописный цикл автопортретов.
После революции, он неоднократно переписывал свои старые картины, однако портретная живопись была главным направлением этого периода. Нестеров никогда не писал портреты на заказ и отказывался от заказных работ в храмах, ценя свою независимость.
Картина "Осень в деревне", навеянная под впечатлением строк А.С.Пушкина "уж небо осенью дышало..." стала последним произведением мастера. Она была написана за несколько месяцев до его смерти в 1942 году.
В свои последние годы художник много работал над воспоминаниями, которые вышли отдельной книгой "Давние дни". В продолжении темы: "Давние дни" М.Нестерова.
Светлана Комлева, 2005.
Светлана Комлева -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
The End