Светлана Комлева говорит о русских художниках. Репин и Саврасов
С именем Ильи Репина связаны высшие достижения русской реалистической школы живописи.
Репин родился в Чугуеве в 1844 году. Его отец был солдатом в отставке, мать имела некоторые навыки художника-самоучки. Первое знакомство с живописью и первые навыки Репин получил у местных иконописцев. Он выполнял заказы на иконы и расписывал сельские церкви. Когда Репин перебрался в Петербург, он стал учиться в рисовальной школе Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств. Во время учебы был награжден Малой золотой медалью за работу "Иов и его друзья" и Большой золотой медалью за академическую программу "Воскрешение дочери Иаира".
Путешествуя по Волге, Репин создает картину "Бурлаки на Волге", которая изображала тяжелый труд бурлаков. Эта картина не оставила равнодушными ни публику, ни критиков, она впервые показала грандиозный талант художника и прославила его. Здесь чувствуется вера в народ, в его силу и будущее возрождение.
Пенсионером Академии художник выезжает в Италию и Францию. В Париже появляются его работы: "Парижское кафе" и "Садко".
Вернувшись из заграничной командировки в Москву, Репин пишет целую галерею портретов на заказ. Это портреты Писемского, Мусоргского, Пирогова, Третьякова, и другие. Портрет Мусоргского, считается лучшим в его творчестве. Третьяков говорил, что этот портрет может считаться народным достоянием, и даже не видя портрета, купил его в свою коллекцию русских картин.
О творчестве Репина писали, что если бы он писал только портреты, то за это ему бы было отведено одно из первых мест в русской живописи. Все картины автора основаны на искусстве портрета, это групповые портреты прошлого и настоящего. Кроме живописных работ, Репин создавал графические портреты углем. Так были написаны портрет Серова В.А., Элеоноры Дузе, Тенишевой М.К. и Остроухова И.С.
Особое место в творчестве художника занимают работы на революционную тему. Это картины "Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста" и "Не ждали". Художник изображает борцов с самодержавием чуждых окружающей их среде.
Однажды на вечере, услышав в очередной раз переписку султана с запорожцами, Репин решает непременно написать о них картину. Были написаны сотни этюдов, эскизов к картине, были поездки на остров Хортица и на Кубань, для углубленного изучения материала. Картина писалась долго и трудно. Кого только не было среди натурщиков для прототипов запорожцев, это и историк, и артист, и художник, и камергер, и юрист и даже случайный старик с пристани. В 1892 году работа была закончена. Сама картина и более тридцати этюдов к ней были выставлены на выставке в Академии художеств. Этюды сразу разошлись по разным музеям мира.
Много картин Репина имеют двойную дату, между началом и концом работы были интервалы до десяти лет. Так случилось потому, что картины неоднократно переписывались. Автор хотел их изменить, заставить жить по-новому. Только портреты художник никогда не переделывал.
Илья Ефимович был высокоодаренным педагогом. Сначала он руководил мастерской, затем был ректором в Академии художеств, давал уроки в школе-мастерской Тенишевой. Его учениками были Кустодиев Б.М., Серов В.А., Грабарь И.Э., Бродский И.И.
Репин пользуется большим авторитетом в художественных и литературных кругах.
Свои последние годы Илья Репин проводит в своей усадьбе "Пенаты" на берегу Финского залива в поселке Куоккала. В это время были созданы ряд произведений на религиозные темы. Умер Илья Ефимович Репин 29 сентября 1930 года.
Произведения Репина выставлены во многих музеях мира и частных коллекциях России и за ее пределами, в т.ч. в Государственной Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Академии художеств, Государственном Русском музее.
В продолжении темы: Биография художника Ильи Репина.
Алексей Кондратьевич Саврасов.
Саврасов Алексей Кондратьевич, родился 12 мая 1830 года, в небогатой семье купца – галантерейщика. Семья жила в Гончарной слободе. Счастливые детские годы Алексея прошли в самых дальних и заповедных местах Замоскворечья, поскольку семья постоянно переезжала с места на место и жила на Якиманке, затем на Пятницкой улице, и в конце у Калужской заставы.
В двенадцатилетнем возрасте проявилось увлечение Алексея искусством. В это время он уже мог грамотно держать и неплохо владеть кистью, свободно писать как гуашью, так и акварелью великолепные пейзажи, с модными на тот момент элементами извержений вулканов, или еще какими-то яркими событиями, например: морские бури, тайфуны, цунами и т.д. Эти картины очень хорошо скупались на Николаевской улице торговцами или простыми людьми, которым просто понравилась тема.
Попасть в большое искусство оказалось не так-то уж и просто для Саврасова. В 1844 году Саврасов поступает в Московское училище живописи. Однако из-за болезни матери, а также и по причине того, что отец не разделял стремления сына стать художником, желая видеть его своим хорошим помощником в купеческом деле, молодой Алексей Саврасов вынужден прекратить обучение в училище.
Свое образование юный художник смог продолжить только лишь в 1848 году, благодаря ученикам МУЖВ – Зыкову Александру, Грибкову Сергею, а так же преподавателя Карла Бруса и известного обер-полицмейстера всей Москвы, который узнал, о великолепном даровании юнца. Саврасов продолжил обучение в классе Рабусома.
В том же 1848 году произошло признание художника, который успешно скопировал произведение Айвазовского, а так же удостоился чести быть отмеченным в Московском художественном обществе, как молодой успешный ученик, прекрасно рисующий эскизы, которые стали считаться лучшими. По совету Рабуса, а так же благодаря финансовой помощи известного мецената, он совершает свою первую поездку на Украину, после возвращения из которой, завороженный природными пейзажами создает ряд великолепных работ, которые стали успешным пропуском для молодого художника в будущее. Многие критики стали говорить о нем, как о подающем великие надежды в развитии искусства Росси.
Через год, совет Московского художественного общества, признает кандидатуру Саврасова зрелой для окончания училища, и придания ему статуса художника, который был присвоен ему за очередную работу "Вид Московского Кремля при лунном освещении" и "Камень в лесу у Разлива".
В этих великолепных работах стала ощущаться, присущая физически сильному и интеллектуальному купеческому сыну, в котором была врожденная скромность – чуткость к красоте и прекрасным тонам. Благодаря этому он мог создавать обворожительные и тонкие работы, в которых отображалась вся красота природы.
У юного художника проявлялась способность обдумывать и точно осваивать все традиции, в которых предыдущие романтики выражали на холсте свои чувства. Он осваивал новые работы, и умел воплотить полученный и накопленные в себе знания в создании своих шедевров. Он развивал эти чувства еще больше, стремясь получить полную естественность натуры, что бы как можно реалистично описать живую природу.
К сожалению Саврасов, для многих людей останется "автором всего одной картины". Всеобщее признание принесла ему картина "Грачи прилетели", которую он написал в 1871 году, которая в искусстве отметилась, так же как и произведения Пушкина в литературе России. Но и до написания своего лучшего произведения, и после, художником был создан целый ряд работ, за которые он получил признание в кругу художников и простых людей.
В продолжении темы: Биография Алексея Саврасова.
Светлана Комлева, 2005.
Светлана Комлева -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
The End