Светлана Комлева говорит о великих художниках. Рембрандт и Тициан.
15 июля в 1606 году в Лейдене в многодетной семье мельника родился будущий великий голландский художник и рисовальщик Рембрандт Харменс Ван Рейн. Семья была не из бедных, поскольку сыну дали хорошее образование, устроив его в университет в Лейндене. Однако имея желание стать художником, он бросает университет и идет в подмастерье к одному лейнденскому художнику. После трехлетней работы он обучается живописи в Амстердаме у Питера Ластмана.
За полгода Ластман обучает его эффекту светотени, с помощью которого возможна передача объемов и драматизм действия. Впоследствии этот прием будет главным в работах художника.
Возвратившись в Лейнден, Рембрандт несколько лет там работает, заслужив репутацию мастера библейских и мифологических сцен. В двадцатипятилетнем возрасте он переезжает в Амстердам, где сразу же становится известным, написав "Урок анатомии доктора Тюльпа". В это время он живет у торговца картинами, покровительствующего ему, устраивающего заказы на портреты. Таким образом, создает молодому Рембрандту репутацию модного художника.
В 1634 году Рембрандт удачно женится, а к 1639 году вместе с женой приобретает в столице хороший дом. До начала 1640-х гг. он пользуется популярностью у заказчиков, это время считается временем его личного благополучия.
Однако судьба преподносит ему испытания, вначале умирают трое его детей, а в 1642 году умирает и жена, оставив ему на руках единственного сына. Несмотря на это, в это же время он пишет свою выдающуюся картину "Ночной дозор", благодаря которой становится знаменитым. В этой картине применено композиционное решение, отличающее от традиционных групповых портретов. С помощью контрастов света и теней художнику удалось передать эмоциональность и взволнованность событий. Несмотря на это заказчики не поняли художника. Несмотря на это Рембрандт не перестает творить реалистические картины, с годами усовершенствуя свое мастерство. В тоже время, уделяя большое внимание камерному портрету.
Жизненная ситуация мастера ухудшается, хотя у него и появилась возлюбленная Стоффельс. В 50-е годы несмотря, что он уже не считался модным художником, без дорогих заказов он не оставался. Все это время он не переставал создавать свои шедевры. Однако им овладела страсть к коллекционированию, которая и довела его до банкротства. В 1660 году ему пришлось продать свой дом и переселиться в гостиницу.
Стоффельс вместе с его сыном основывают компанию в надежде спасти коллекцию художника. Они приглашают Рембрандта в компанию, пытаясь спасти от кредиторов картины. На этом фоне он создает очередной шедевр "Возвращение блудного сына". До этого времени ни одной картине художника не удавалось вызвать такое количество сострадания. Этим шедевром Рембрандт хотел научить своих зрителей любить и прощать.
Однако Рембрандт остается один, и Стеффельс и сын умирают. Все его невзгоды отразились на его творчестве. Работы, написанные после его разорения, были более тусклыми, менее сочными. Хотя такой промежуток был временным, и художником снова создавались великие и неподражаемые шедевры. Но, несмотря на это он продолжал жить в стесненных обстоятельствах, поскольку публике больше не нужны были его картины, с его игрой света.
Несмотря на свой талант, художник умер в одиночестве и бедности в 1669 году, 4 октября. Работы великого художника любителями искусства высоко ценятся и в настоящее время. Для любого музея большая гордость иметь в своих экспозициях картины этого художника.
Наибольшим количеством работ обладает Императорский Эрмитаж, в нем насчитывается сорок две картины великого мастера, оказавшего большое влияние на живопись Голландии. В продолжении темы: Рембрандт - картины и биография.
Тициан Вечеллио Да Кадоре.
Тициан был рожден в Пьеве де Кадоре, в благополучной семье, сохранившей в себе честь и благородство своих предков. До нашего времени не сохранился ни один документ, подтверждающий дату его рождения. Эта проблема долго многими критиками, искусствоведами и историками, с целью точного выяснения периода его творческой деятельности. Нынче существует три версии, связанные с его рождением. Найденные записи в регистре умерших в одном из приходов Венеции свидетельствуют о том, что Тициан умер в 1576 году 27 августа, в возрасте ста трех лет, соответственно родился он в 1473 году. Вероятность того, что Тициан прожил сто три года, подтверждается письмом Тициана к Филиппу II, в котором он жаловался на свой возраст. Противники этой версии доказывают свою правоту записями, сделанными современниками великого художника. Как гласит второе описание известного Вазари, при встрече его с Тицианом в 1566 году, художнику было семьдесят шесть лет, а значит, в 1573 году ему никак не могло исполниться сто три года. По словам не менее известного Дольче, который в 1557 году писал: "мне не было двадцати лет, когда Тициан, в 1508 году уже работал над фресками Фондако Деи Тедески", руководствуясь этим предположением, можно отнести дату рождения Тициана к периоду 1488 – 1490 годов.
Третья, и последняя гипотеза, берет свое начало из юношеской работы Тициана – знаменитого алтарного образа, изображающего папу – Александра VI и Якопо Пезаро, перед святым Петром. Эту картину, юный Тициан написал после победы над турками в 1502 году 30 августа, флотом Якопа Пезары и венецианским флотом, под командованием Бенедетто. Генеральное сражение произошло при Санта Мауре. Из образа этой картины можно говорить о том, что дата рождения художника находится в первой половине девяностых годов пятнадцатого века, т.к. художнику нужно было бы иметь хотя бы двадцать лет, что бы заслужить доверие.
Современники Тициана указывают на то, что его становление, как художника произошло довольно рано. В возрасте семи - восьми лет, Тициан вместе с братом Франческо попадают в Венецию, где они начинают обучение в Мастерской Себастьяна Дзукатто, который был отцом известных итальянских мозаичистов, отличившихся работами в соборе Сан Марко, Валерио и Франческо. Затем Тициан переходит на обучение в мастерскую Джентеле и Джованни Беллини, наиболее уважаемых художников. Именно в этой мастерской Тициан познакомится с юными дарованиями в развитии венецианской живописи – Себастьяном дель Пьомбо и Джорджоне. С ними в 1508 – 1509 годах Тициан расписывает внешнюю часть реконструированного Фондако Деи Тедески.
Сравнительно малая часть сохранилась от этих декораций до наших дней. Тициан выглядит мужественным и динамичным, изображая женскую фигуру, запечатленную, в момент, в который она опирает окровавленную голову. В 1508 году возникла угроза, которая исходила от Камбрейской лиги, т.е. от немецких войск. Как известно самые серьезные воины во всей западной и центральной Европе - немцы. Но росписи Фондако Деи Тедески стремились показать народу доблесть и мужество венецианских войск, которые могут противостоять любому противнику. Многие фрески Тициана говорят о его северном духе, во многих своих начальных произведениях, можно заметить, что Тициан опирается на деятельность более известных мастеров, таких как Альбрехт Дюрер, так же он проявляет огромный интерес к античным художникам.
Деятельность Тициана внесла огромный вклад в развитие мирового искусства, он повлиял на развитие рисования на фресках, и оставил после себя ряд бессмертных произведений, восхищаться которыми будет еще не одно поколение.
В продолжении темы:
Тициан - биография художника.
Светлана Комлева, 2005.
Светлана Комлева -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
The End