На главную
Статьи

Светлана Комлева говорит о великих художниках. Поленов и Коровин.



Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1844 года в Петербурге в семье дворян. Отец был археологом, известным историком и библиографом, а мать писала книги для детей и увлекалась рисованием.

Детство Василия прошло на даче в Царском селе и в Имоченцах, Оленецкого края. Эти годы были связаны с любовью к природе, со знакомством с творчеством народа и его укладом жизни. Здесь он впервые стал пробовать писать увиденое. К первым пейзажам и этюдам относятся: "Окулова гора. Холмы. Имоченцы", "Северная изба" и др. В семье царила художественная атмосфера, собирались художники, музыканты, профессора университетов. Одним из первых учителей Поленова был П. Чистяков, который обучил его основам живописи и рисунка.

Окончив Петербургский университет и Академию художеств, Поленов отправляется за границу, для того чтобы усовершенствовать свое искусство. Там он пишет много этюдов для картин, пейзажей, знакомится с С.И.Мамонтовым и его артистическим кружком. В период пенсионерской командировки он перепробовал все роды живописи: пейзаж, исторический жанр, портреты, марину, но остался верен пейзажному бытовому жанру. В пейзаже он мог наиболее полно передать свои чувства и мысли.

Позднее переехав в Москву, художник много времени посвящает архитектурным этюдам кремлевских соборов, теремов, дворцов. Сочетание двух видов натурного видения позволяет автору передать изменение состояния природы и создать ощущение непосредственности пейзажа. В это же время написаны картины "Московский дворик", "Бабушкин сад" и "Заросший пруд". Они были выставлены на выставках Товарищества передвижников и были одобрены критикой за тонкое и поэтическое настроение. Картины ассоциировались с произведениями Тургенева. В этом же стиле художник продолжает писать "Бабушкин сад" и "Заросший пруд". Дома с мезонинами и флигельками, сады с прудами и беседками сплетаются в прошлое и настоящее, столь несвойственное для эстетики критического реализма того времени.

Знакомый уже с Саввой Мамонтовым, Поленов вступает в Абрамцевский художественный кружок. В этот период появляются новые связи Поленова с природой, которые вытесняют людей из пейзажей, сохраняя эмоциональное звучание и высокий духовный строй. В период абрамцевского сотворчества Поленов участвует в домашнем театре и в строительстве абрамцевской церкви. Для театра он пишет декорации, играет на сцене и пишет музыку к спектаклям. Позднее он переходит к оформлению спектаклей в Большом театре. Мамонтов писал, что Поленов преподает московской публике урок эстетики. В церкви он оформляет интерьер, делает эскиз для иконостаса и работы живописи для него.

В 1881 году Василий Поленов начинает работу по своей давней мечте, написанию картины "Христос и грешница". Работа продолжается 6 лет. Для воспроизведения исторически правдивой обстановки он едет в Египет, Палестину, Сирию и Грецию. Создает этюды, изучает характер населения, природу и архитектуру того края. Эта картина стала первой в цикле картин с евангельским сюжетом. Цикл насчитывал более 60 картин, и экспонировался в Петербурге, Москве и других городах. Выставки имели большой успех. Большое влияние на художественное развитие молодежи Поленов оказывает, преподавая в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. Он учит обращать внимание на технику живописи, тайны колорита.

В семидесятилетнем возрасте Поленов создает свою последнюю большую работу – диораму кругосветного путешествия. В 1924 году Поленову присвоили звание народного художника. Последние годы жизни он постоянно работал и скончался в своей усадьбе в Борке. В продолжении темы: Картины В.Поленова.

Константин Алексеевич Коровин.

Русский живописец Коровин Константин Алексеевич, родился в Москве, 23 ноября 1861 году в купеческой семье старообрядцев. Отец с ранних лет приучал сына к художественному творчеству, в их доме всегда было много художников. Под руководством родственника Пряшникова И.М., Константин с братом Сергеем, освоил азы рисования. Когда будущему художнику исполнилось четырнадцать лет, он начал учиться на архитектурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества. И через два года он попадает на отделение живописи к А.К.Саврасову. и В.Д.Поленову. С 1879 года Коровин активно участвует в выставках, организованных училищем, пишет лирические пейзажи и натурные этюды, которые постоянно отмечаются премиями и благодарностями.

Позднее Константин становится участником рисовальных и акварельных собраний Поленова, где ему советуют работать над пейзажными этюдами и копировать старую живопись. Коровин выделялся своим новым направлением в творчестве и своим талантом, но, не смотря на это, он был выпущен из училища со званием "не классного" художника.

В конце 1884 года Константин Коровин знакомится с меценатом и промышленником С.И.Мамонтовым, и становится участником Абрамцевского художественного кружка. Здесь он сформировался не только как художник, но и как человек, приобщился к театру. В конце 80-х, после оформления многих спектаклей, в том числе опер, он становится ведущим декоратором Русской частной оперы. В это же время Коровин создает свои радостные и светлые импрессионистические работы: "За чайным столом", "В лодке", "У балкона испанки". Этим работам присуще лирическое особое толкование натуры, другой идеал и художественный строй.

Коровин с Серовым, С. Ивановым и Левитаном признаны лидерами среди молодых московских художников 80-х и 90-х годов 19 века. В 1894 году Коровин с Серовым отправляются на Север. Работы "Зима в Лапландии", "Северное сияние" и "Ручей св. Трифона в Печенеге" - стали золотым фондом русской живописи.

В 1900 году Третьяковской галереей бала приобретена картина Коровина "Зимой" и помещена в Русский музей в Петербурге. Имя Константина Коровина достойно вошло в книгу А. Н. Бенуа "История русской живописи в XIX веке".

В 1899 году Константин Алексеевич начал преподавать в школе Званцевой, а позднее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества обучал портретному жанру. Его учениками были Кузьма Петров-Водкин, Николай Сапунов, Павел Кузнецов и другие. В 1905 году Коровин стал академиком и продолжал преподавать до прихода Советской власти. В 1910 году он заступил на пост главного декоратора и художника-консультанта императорских театров Москвы. Он по-прежнему пишет портреты и пейзажи и работает во всех жанрах живописи. В то время были написаны портреты Н.Д.Чичагова, Ф.И.Шаляпина, А.Мазини и этюды "Кафе в Ялте", "Парижское кафе", "Рыбачья бухта. Севастополь".

В 1917 году его назначили Председателем и представителем художников при комиссаре бывшего императорского двора. Коровин не понимал политических событий, новые обязанности тяготили его, и он их оставил.

Он активно занимается организацией аукционов, вопросами сохранения памятников искусства и сотрудничает с театром. В 1923 году выезжает во Францию, но потом всю жизнь он мечтает о возвращении в Россию. Константин Алексеевич пробует писать мемуары и когда зрение не дает возможности продолжать работу художника, он пишет очерки-воспоминания о России, о ее людях, друзьях и природе.

В Россию он так больше не вернулся, умер 11 сентября 1939 года в Париже и похоронен был на Бийанкурском кладбище. В продолжении темы: К.Коровин "Жизнь моя - живопись".

Светлана Комлева, 2005.

Светлана Комлева - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - The End


Сайт создан в системе uCoz