Светлана Комлева говорит о русских художниках. Рерих и Левитан.
Родился художник и путешественник, ученый и общественный деятель, мыслитель и писатель Рерих Николай Константинович, 9 октября 1874 года в дворянской семье, в городе Петербурге. Отец был известным общественным деятелем и нотариусом. С детских лет Николай проявлял интерес к археологии, живописи, истории и более всего к культурному наследию Востока.
В 1893 году, после окончания гимназии К.Мая, он поступает одновременно в Петербургский университет на юридический факультет по настоянию отца и в Императорскую Академию художеств. Учась в Академии, Рерих занимается в студии А.Куинджи и часто общается с культурными деятелями того времени – И.Репиным, Д.Григоровичем, С.Дягилевым, Н Римским-Корсаковым. Дипломная работа Рериха – картина "Гонец", по окончании Академии художеств, была куплена Третьяковым.
В эти же годы он стает членом Русского археологического общества и участвует в раскопках в Петербургской, Новгородской, Псковской, Тверской и Смоленской губерниях. В 1904 году его неолитические находки на стоянках Валдая вызвали сенсацию в России и в Западной Европе.
Встреча с Л.Н.Толстым и духовные напутствия о. Иоанна Кронштадского стали судьбоносными для Николая Рериха. Он много создает картин исторического жанра: "Сходятся старцы", "Идолы", "Плач Ярославны" и др. В них чувствуется глубокое знание истории, ощущается духа времени и философское содержание.
К 24 годам Рерих назначают помощником директора музея при Императорском Обществе Поощрения Художеств, а через год секретарем этого Общества.
Итогом путешествия по сорока городам России стали более девяноста этюдов и статей о ценности древнерусской архитектуры и иконописи. Он создает эскизы для церкви Голубевых в Пархомовке, эскизы для мозаик в Почаевскую лавру, для часовни в Пскове и двенадцать панно для виллы в Ницце.
Рерих продолжает работать и для театральных спектаклей, он оформляет "Половецкие пляски" Бородина, "Псковитянку" Римского-Корсакова, балет Стравинского "Весна священная".
В тоже время Рерих изучает русскую и восточную философию, труды индийских мыслителей и творчество Рабиндраната Тагора. Это отражено в картинах и очерках посвященных Индии – "Лакшми", "Кришна", "Индийский путь" и др.
С 1906 по 1918 год, Рерих занимается преподавательской деятельностью и является директором Школы Императорского Общества. Картины того времени приобретают Лувр, Римский Национальный музей и другие музеи Европы.
В 1910 году Рериха назначают директором художественного объединения "Мир искусства", в котором состояли А.Бенуа, Б.Кустодиев, З.Серебрякова и др.
В 1916 году семья Рерих переезжают в Финляндию, из-за тяжелой болезни легких Николая Константиновича.
После революции 1917 года Рерих оказывается отрезанным от Родины. В это время он занимается культурно-просветительской деятельностью в Америке и Европе. А в 1923 году Рерих посещает Индию, где начинается маршрут по районам Центральной Азии. Были проведены этнографические и археологические исследования, найдены редкие манускрипты, созданы около 500 картин и написаны книги.
В июле 1928 года Рерих открывает Институт Гималайских исследований "Урусвати", в долине Кулу. Здесь работают зоологическая, медицинская, биохимическая лаборатории и ведется работа по филологии и лингвистике Востока.
В 1934 году Рерихом была возглавлена экспедиция в районы Китая, Монголии и Маньчжурии. Были найдены засухоустойчивые растения, найдены старинные рукописи, которые имели большую ценность.
Умер художник 13 декабря 1947 года в Индии и был кремирован в долине Кулу.
В продолжении темы: Биография Николая Рериха.
Исаак Ильич Левитан.
Исаак Левитан - один из самых великих пейзажистов, который с головой окунулся в раскрытие величественной красоты русской природы. Родился Левитан 18 августа по новому или 30 августа по старому стилю в 1860 году, в бедной, но интеллигентной еврейской семье. Вырос в безымянной деревне, на западной границе России неподалеку от железнодорожной станции Кибарты. Как дед, так и отец художника были раввинами, но из-за постоянной нужды в деньгах, отец преподавал иностранный язык в младших классах, а также подрабатывал переводчиком, кассиром и контроллером на железнодорожной станции. Что бы обеспечить всем своим детям, достойное образование в начале 1860-х годов, он перевозит их в Москву. В Москве, доход семьи не увеличился, и семья вновь вынуждена была жить бедно. Единственный заработок поступал от уроков французского и английского языка, которые давал отец. Вскоре, сыновья Авель и Исаак, решили поступить в школу живописи, чему совершенно не препятствовали родители.
Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Но именно они дали толчок и рвение, доказать всему миру, что Российская природа, самая великая в мире.
Его первыми учителями были Саврасов и Поленов, однако совсем скоро Левитан превзошел своих учителей, и вписал собственное имя в культуру XIX века. Одним из его главных достижений является то, что он смог изменить мнение всего мира о том, что в России нет природы и пейзажей достойных истинного восхищения. С этим мнением так же были согласны и многие русские художники, чьи работы основывались на итальянских и французских картинах.
Левитан черпал свое вдохновение и дарил миру прекрасные картины из самого простого деревенского мотива, в котором было что-то родное, душевное. Он изображал то, что видит одинокий путешественник, блуждающий от деревни к деревне, от города к городу, все то, что находится слева и справа от дороги, несмотря на свое, не русское происхождение он сумел придать душу изображению русской природы. После его работ, заграничные пейзажи просто блекли. Никто не мог оспорить тот факт, что самая красивая природа поистине в России. Продолжительность творческого пути Исаака Левитана сравнительно небольшая. Однако за это время, он успел создать огромное количество картин с русскими пейзажами, которых больше, чем в сумме у всех остальных пейзажистов России. Можно еще раз подчеркнуть, что он был истинным патриотом России, и после него все стали смотреть на пейзажи этой великой страны по-другому. Даже не смотря весь скептицизм, которым переполнялась советская власть, к работам Левитана относились с огромным уважением, и его ставили в пример подрастающему поколению юных художников.
Воспоминания и заметки современников Левитана, о нем представляют нам четкую картину, относительно этого человека. Можно лишь привести слова А. Бенуа, которыми он характеризует знаменитого художника. "Это один из самых замечательных русских художников, который внес духживительной поэзии в скупой реализм. Появление такой работы, как "Тихая обитель" произвело на мир удивительное действие. Это совершенно чудная картина, по своей простоте, но с глубоким смыслом. Обычная, с одной стороны природа, речка, бревенчатый мостик, огибающий речку, ясное небо, в котором простираются алеющие лучи солнца. Казалось бы, что здесь удивительного, однако Исаак Левитан сумел представить это так, что можно часами любоваться, не отрывая глаза".
И очень жаль, что в нынешней экспозиции Третьяковской Галереи в залах Левитана эта картина отсутствует. В продолжении темы: Тихая обитель Исаака Левитана.
Светлана Комлева, 2005.
Светлана Комлева -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
The End