Светлана Комлева говорит о русских художниках. Васильев и Суриков.
Федор Александрович Васильев – одна из самых радостно-печальных страниц в истории русской живописи. Радостных - потому что в его лице Россия имела одного из ярчайших художников 19 века. А печальных потому, что жизненный срок Федора Васильева был ограничен всего 23 годами.
Будущий пейзажист родился в Гатчине в 1850 году 10 февраля в бедной семье. Его отец был мелким чиновником, имел несколько пороков: азартные игры и алкоголь. Несмотря на смену места жительства, переезд в Петербург, ситуация не изменилась. С раннего детства юный художник интересовался рисованием, овладел техникой масляной живописи.
Из-за постоянной нужды двенадцатилетнему Федору пришлось рано начать трудовую жизнь, работать разносчиком почты, писарем. А позже, он попадает в подмастерья к художнику Соколову, занимающемуся реставрацией картин.
В 1865 году Федор поступает в рисовальную школу, созданную Обществом поощрения художников, на вечернее обучение. За время учебы делает множество работ: этюдов и зарисовок. Свое обучение он заканчивает через два года. К этому времени он знакомится со многими художниками, становится для них своим. Его талант развивается достаточно быстро. Даже самые ранние его работы могут передать глубину чувств и особую поэтичность русской природы.
В 1868 году он создает достаточно серьезные картины: "Деревенская улица", "После грозы", "Возвращение стада", в которых особо чувствуется лирическое настроение художника, более красочное воплощение природы.
К восемнадцатилетнему возрасту, Васильев определился со своим призванием, он назвал себя пейзажистом. Огромную роль в этом сыграл известный пейзажист Шишкин, проработавший два летних периода вместе с Васильевым. Это было для юного художника, видевшего мир по своему, самым полезным и трезвым обучением.
В 1870 году совершает четырехмесячное путешествие вместе с Репиным и Макаровым по Волге, после которого пишет свою первую известную работу "Вид на Волге. Барки" - воспроизводя на холсте красоту утреннего лета.
А через год, в 1871 году создает знаменитую "Оттепель", за которую получает первую премию от Общества поощрения художеств. Современниками эта картина приравнивается к историческому событию в пейзажной живописи России.
Однако эта картина для Васильева оказалась роковой. Работая над созданием картины, художник заболел тяжелой болезнью, туберкулезом. Надеясь победить этот недуг, он уезжает в Крым – Ялту, навсегда покидая Петербург. Общество поощрения художников оказывает ему денежную помощь на эту поездку.
До отъезда Васильев зачисляется в Академию Художеств, и становиться вольноприходящим учеником. В тоже время он получает звание художника I-степени, при условии, что он сдаст экзамен из научных предметов.
Находясь под гнетущим состоянием от своей болезни, нехорошим предчувствием своего будущего он пишет картину "Мокрый луг". Несмотря на свежесть живописи, картина с точностью передавала атмосферу томительности. Эта картина отличалась от предыдущих работ художника, и являлась одним из лучших его произведений.
На очередном конкурсе его работы обращают к себе внимание, и он получает вторую премию. Васильев продолжает много писать, рисовать. И постепенно в его работах природа Крыма занимает достаточное место, художник осваивает различные ее мотивы. Крымские пейзажи увлекают художника своей красотой, овладевают его воображением.
В 1873 году 23 сентября Федор Васильев скончался. В Петербурге после его смерти была устроена выставка его работ. Еще до ее открытия все произведения были распроданы близкими его людьми. Привезенные с Крыма работы были удивительны и глубоки, открывавшие заново творческую сторону художника.
Несмотря на его недолгую жизнь, Васильев смог сравняться с мастерами пейзажной живописи России. В продолжении темы: Федор Васильев и другие русские художники 19 века.
Василий Иванович Суриков.
Суриков Василий Иванович родился в Красноярске в 1848 году. Уже с детства мальчик стал проявлять сильный интерес к русской и зарубежной живописи. Это стремление заставило переехать его семью в Петербург, где в период с 1869 по 1875 годы он проходил обучение в Академии Художеств. Его преподавателем, так же как и у Валентина Серова, был знаменитый на то время, Чистяков, который утверждал, что Василий Суриков еще себя покажет, и станет одним из лучших художников.
Закончив Академию Художеств, Суриков перебирается на постоянное жительство в Москву, где и начинает работать над своими произведениями. Позже он вступает в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Именно в Москве Суриков создал самые значительные произведения, такие как "Утро стрелецкой казни" в 1881 году, "Меньшиков в Березове" в 1883 году и "Боярыня Морозова" 1887 год.
Для тех людей, кто видел эти картины и знает историю Руси, станет понятным, что художник раскрыл историю жестоких противоречий, которые привели к тяжелым последствиям. Картины отображают события петровских времен, когда восставшие против царя стрельцы вместе со своими руководителями, для примера и боязни всех остальных врагов государева и престола Российского были казнены. В работах Суриков, главными героями картин является народная масса, в которой он изображает исконно русский характер.
Его внимание привлекают, как исторические, так и обычные сильные и яркие личности, способные оставить после себя какой либо след. Он любит людей с бунтарским народным духом, которые переполнены решимостью, и укротить которых нельзя ничем, типичный пример этих людей он отобразил в рыжебородом стрельце в картине "Утро стрелецкой казни".
Василий Иванович Суриков, прославился так же тем, что бережно и нежно относился к внешнему облику старой части Москвы, он любил рисовать площади и улицы, где каждый день толпится народ, рядом с которым пробегают различные животные.
В достижения Сурикова перед искусством можно включить также и то, что он создал новый тип композиций. Он превратил движение масс людей, не в беспорядочные ряды, а в массу, охваченную сложной гаммой переживания, в массу, выражающую глубокий смысл, тем самым, он придавал душу, каждому нарисованному человеку из толпы. Каждый цвет, использованный художников, каждый мазок, передает нам глубокие переживания, а так же не менее глубокий смысл, общее настроение, поведение людей.
В 1888 году трагически умирает жена Суриков, после чего, он впадает в очень длительную депрессию. Никто из друзей не мог даже и представить себе, что переживает на тот момент художник. Но благодаря своему сильному природному русскому характеру, он не прогибается под ударами судьбы, и дарит миру новую картину, под названием "Исцеление слепорожденного Иисусом". В этой картине, он как бы вырисовывает самого себя в облике прозревшего мужчины.
Что бы уйти от душевных переживаний, и скрыться на время от мира сего, и большого внимания друзей, Суриков уезжает в Сибирь в период с 1889 по 1890 года, где он прощается со своей депрессией и возвращается в более-менее, нормальный ритм жизни. После поездки он создает прекрасное произведение – "Взятие снежного городка", где показывает жизнь русских людей, переполненную весельем, радостью и здоровьем.
В своих картинах 1890 годов, Суриков, вновь прибегает к историческим событиям, отражающим сущность духа русского человека, железной воли, сильного характера и несокрушимую мощь России.
Вряд ли можно найти второго такого русского художника, так четко выражающего дух России.
В продолжении темы: Биография художника.
Светлана Комлева, 2005.
Светлана Комлева -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
The End