На главную
Статьи

Светлана Комлева говорит о русских художниках. Куинджи и Грабарь.



Архип Иванович Куинджи – художник, живописец-пейзажист родился в 1842 году под Мариуполем. Несмотря на то, что на настоящее время существует несколько версий о дате его рождения и, основываясь на документы, выданные Советом Академии художеств, управой города Мариуполя и другими учреждениями - 1842 год считается наиболее вероятной датой его рождения. Его отец был простым трудолюбивым человеком, не только сапожником, но и хлебопашцем. Юный художник в очень раннем возрасте остался сиротой и его образованием пытались заняться его родственники, отдав его на домашнее обучение грамматики. Были попытки юным Архипом учиться и в городской школе, однако науки ему не давались. Его любимым занятием было рисование, которым он занимался постоянно, при любой возможности.

Из-за бедности родственников Архипу приходится в десятилетнем возрасте начинать трудовую жизнь, работая на постройке церкви подрядчиком, а после прислугой хлеботорговца, продолжая постоянно рисовать.

Надеясь на свой талант, он отправляется к Айвазовскому, однако возвращается в Мариуполь и работает ретушером фотографа. Освоив азы этой работы, он переезжает в шумную Одессу, активную художественной жизнью, и продолжает работать с фотографами.

Надеясь поступить в Академию художеств, он переезжает в Петербург. Несмотря на то, что Архип был "вольноприходящим" учеником, он подружился со многими другими учениками Академии. В 1868 году благодаря своей работе "Татарская сакля в Крыму" Куинджи был удостоен звания свободного художника Советом Академии художеств. А в 1970 году с успехом здав экзамен, он получает звание неклассного художника.

С помощью световых эффектов и интенсивностью света Архип пытался создавать интересные по освещению пейзажи, отражающие состояния природы, что с успехом у него получалось, им создавались полные оптические иллюзии освещения. Благодаря своим картинам, оказавшим неизгладимое впечатление на современных художников, он получает широкую популярность. К сожаленью, многие полотна не сохранили свой первоначальный вид, утратив яркость красок, поменяв их цвет.

Его знаменитая картина "Ночь на Днепре" в 1880 году на выставке Общества поощрения художеств произвела особое впечатление на их посетителей. Картина имела грандиозный успех. Художник настолько реалистично передал состояние природы, что казалось освещение картины ненатуральное, с подсветкой. В этом же году картина побывала на выставке в Париже, однако из-за своего недолговечного эффекта, такой же популярности не вызвала.

После своего сорокалетия художник прекратил выставлять свои работы на обозрение публики, и до конца своей жизни ни одно произведение им не было обнародовано. Однако в этот период Архип продолжал усердно работать, занимаясь поиском нового состава красок, обладающим стойкостью к влиянию воздушной среды, которые бы не теряли первозданной яркости.

В тоже время он активно принимал участие в общественной жизни, не прекращал проявлять интерес к искусству. Выделяя на благотворительность немалые средства, Куинджи создал общество художников, оказывающее помощь в творчестве молодым талантам, которое было названо в его честь. В течение трех лет Архип преподавал в Академии художеств и был хорошим преподавателем, старался в каждом ученике раскрыть его индивидуальность.

Не выдержав болезнь, 11 июля 1910 года Куинджи скончался. По словам его ученика, Репина, он остался в памяти, несмотря на буйный и вспыльчивый темперамент, добрым и искренним человеком, с оригинальным мышлением и необычайным умом. В продолжении темы: Жизнь и творчество Куинджи.

Игорь Эммануилович Грабарь.

Далеко не все положительно относились к деятельности Грабаря как художника, реставратора и музейного работника. Нередко его называли - Угорь Обмануилович Гробарь. Тем не менее, заслуги Грабаря перед русским искусством несомненны, и его имя уже не может быть вычеркнуто из истории отечественной культуры.

И.Э.Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште. Практически все родные Грабаря, являлись частью западного движения славянофилов. Жизнь была наполнена общественно-политическими интересами, и в такой специфичной атмосфере рос Игорь Грабарь. Его мать едва не казнили, а отец эмигрировал в Россию, поскольку вынужден, был скрываться. Фамилия Храбров, которую отец взял при эмиграции, надолго оставалась в жизни Грабаря. Ею он даже подписывал свои первые работы (иллюстрации к Гоголю).

Детство художника было очень сложным. Ведь с малых лет, он постоянно жил далеко от родителей, и, несмотря на обилие родственников, чаще всего его опекали чужие люди. В 1880 году, мама привезла его в Россию, в город Егорьевск (Рязанская область). Там в гимназии преподавал отец, но семья не воссоединилась: отца перевели в Измаил. В сердце художника навсегда осталась любовь к этому небольшому и спокойному городу, ведь там у него появилось много хороших знакомых, там его любили и заботились.

В детстве Игорь увлекался весьма серьезными вещами – в саду он строил дом, из настоящих материалов, и по все правилам. Так, он постепенно подбирался к творчеству. По его словам, он не помнит себя не рисующим, без карандаша и акварельных красок. Рисовал же он все подряд, любил копировать портреты генералов из журналов.

Первым художником, с которым Игорь познакомился, был его учитель, преподававший в Егорьевской гимназии. Однажды увидев мастерскую учителя, подержав в руках все эти тюбики, Грабарь испытал сильнейшее впечатление, и с тех пор, грезя о настоящих масляных красках, он двигался к своей судьбе. Однако, к сожалению, школьный учитель не мог дать Игорю ничего кроме иллюстраций в "Ниве" и гравюр в "Живописном обозрении".

В 1882 году наступил тяжелый период в жизни Игоря. Он поступил в Московский лицей на положении живущего стипендиата. Окружавшие его богатые мальчики постоянно напоминали ему о бедности его семьи. Эти годы Игорь охарактеризовал, как одни из худших периодов в своей жизни. Пропадая в художественных галереях, он познакомился с Дмитрием Щербинским, студентом-юристом и художником. Именно по примеру Щербинского, Игорь решил, прежде всего, получить университетское образование. Дмитрий познакомил Игоря со многими интересными людьми, среди которых были такие фамилии как Архипов, Поленов и Сергей Иванов.

Но главным в лицейской жизни Игоря были, конечно, уроки рисования. Там Игорь Грабарь учился рисовать с натуры и рисовать масляными красками. Пробовал себя в пейзажных этюдах. В лицее Игорь много читал, успешно изучал языки.

В 1889 году художник окончил лицей с золотой медалью, и поступил в Петербуржский университет на юридический факультет. Там он повел себя как человек, полагающийся только не себя. После занятий в университете он писал смешные рассказы для журналов, рисовал иллюстрации, делал обзоры художественных выставок, писал критику, отзывы. Это стало главным его делом на многие годы вперед. Времена студенчества художник вспоминает как бесконечно насыщенную и счастливую жизнь.

Но главным его интересом по-прежнему оставалась живопись, и уже на первом курсе, Грабарь написал свою первую серьезную работу, которая имела в институте значительный успех. Она называлась "Крыша со снегом" и была написано из окна одного из своих университетских друзей. Затем пришла очередь таких работ как "В вагоне конки", 1891; "Лампа с зеленым абажуром", 1891; "Няня с ребенком", 1892. Примерно в это время сформировалось отношение Грабаря к искусству, которое впоследствии существенно отразилось на его манере рисования: изображать окружающее не детально, а массами. В продолжении темы: Биография и картины И.Грабаря.

Светлана Комлева, 2005.

Светлана Комлева - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - The End


Сайт создан в системе uCoz