Светлана Комлева говорит о русских художниках. Врубель и Рублев.
Михаил Врубель – до сих пор его творчество признается всеми критиками, и самими художниками, самым загадочным и значительным в развитии искусства России в девятнадцатом веке. Будущий известный Российский художник родился в 1856 году, в год коронации на престол России Александра II. Долгое время Врубель казался для всех человеком, с прекрасным талантом, появившимся из не откуда.
Трудно было даже определить, откуда взялся такой стиль написания картин. Хотя эта форма написания, была всем известна, то есть написание картин в виде мозаики мазков, придававшим картине нужную орнаментацию, однако Врубель умел использовать эту манеру как никто другой, что придавало его стилю – уникальность. Впоследствии скажут, что именно Врубель стал у истока развития кубизма в России.
Период жизни и деятельности известного русского художника, в России сопутствовал развитию импрессионизма. Однако Врубель не стал вдаваться в импрессионизм, а обошел его стороной. В результате чего Врубель был причислен к стану формалистов и декадентов. Декадент – это слово стало прижизненным клеймом для художника, поэтому можно сказать, что в обществе известных художников Врубель поистине считался человеком, пришедшим неизвестно откуда, и представал в виде странника.
Врубель остался без матери в возрасте трех лет, а когда ему исполнилось семь лет, отец его женился на Елизавете Христиановне, которая считалась хорошей пианисткой. Маленький Врубель был её лучшим слушателем, он очень любил, когда мачеха играет на пианино. Отношения в семье были довольно хорошими, отцу удалось дать сыну должное воспитание, несмотря на то, что его воспитывала не родная мать, Врубель не был обделен лаской мачехи.
В будущих письмах Врубеля к своей семье, его интонация не переполнена каким либо притворством и лестью, а наоборот всегда была полна любви. Однако в дальнейшем, теплые отношения сохранились с его старшей сестрой Нютой, которая оставалась Врубелю лучшим другом и музой. По записям, сделанным Нютой, можно уверенно сказать, что Врубель был наделен артистической натурой, а так же о ранее сокрытых моментах жизни художника. Любовь к музыке, творчеству и театру начали проявляться у мальчика еще в возрасте шести лет.
Отец Врубеля был строевым офицером, принявшим участие в Крымской компании, в дальнейшем избрал карьерный рост, в чине военного юриста. По долгу службы он был вынужден часто переезжать из гарнизона в гарнизон. Вот почему рожденный в Омске Михаил Врубель гимназию закончил в Одессе. В восемь лет, отец взял мальчика с собой в Петербург, где водил юного художника в рисовальные классы.
Спустя год, Врубеля отдали частному педагогу в Саратове, который обучал его рисовать природу, помещения. Затем Михаил ходил в рисовальную школу в Одессе. По воспоминания современников Врубеля он был стандартным отличником, в меру кокетливый, но все ж таки - пижон, прославился мальчик своей начитанностью, а также музыкальными, литературными и театральными интересами.
В 1874 году, после окончания гимназии, Врубель поступает на факультет юриспруденции в Петербургском университете. В первый год обучения в университете ему удалось стать также домашним учителем и гувернером в приличном семействе, с которым в 1875 году он совершает разъезды по Германии, Франции и Швейцарии. По окончании университета талант взял верх над нынешним юристом. В 1882 году он поступает в Академию художеств Петербурга, где обучается у знаменитого профессора Чистякова.
Именно Чистяков развил во Врубеле манеру его написания картин, а так же любовь к прекрасному. Что сделало Врубеля, одн из самых выдающихся художников XIX века.
В продолжении темы: Демон сидящий М.Врубеля.
Андрей Рублев.
Рублев Андрей – это имя по праву можно считать символом Святой Руси, гениальное древнерусское искусство которого восхищает многих людей, его можно назвать символом великого русского духа. Образы, описанные Рублевым в своих работах, показывают нам всю прелесть жизни в ныне утерянной гармонии райской жизни, утраченном покое и счастье. Он представлял свои картины в таком свете, что любой, кто на них взглянет, найдет в любом предмете одухотворенность и вселенскую гармонию, именно одухотворенность всех элементов картины, а так же её непостижимую мудрость, свидетельствующую нам об удивительном таланте этого великого русского художника.
Его работы, такие как "Иисус", "Богородица", имеют свойство вырывать нас из цепких лап времени, и на какой-то период поместить в мир спокойствия и созерцания. Работы Рублева переполнены мечтами о настоящем человеке, он, как и Пушкин, искал образ идеальной душевной красоты. Можно смело судить о том, что Эпоха Рублева, была эпохой веры в человека, в человеческие способности, нравственность, способность человека к самопожертвованию ради высоких идеалов.
Его легендарное имя, великого художника XV века, сохранилось в памяти народа настолько, что с ним очень часто сравнивают различные произведения, в желании подчеркнуть какое либо художественное, либо историческое значение. Благодаря современной технике, и возможности реставрации картин, искусствоведы получили уникальную возможность узнать реальную, подлинную живопись мастера. Вместе, с реставрацией, ученые занимались исторической деятельностью, цель которой заключалась в поиске картин художника, поэтому можно сказать, что полное открытие живописи Андрея Рублева произошло уже в двадцатом веке.
До наших дней не сохранились точные данные о месте рождения Андрея Рублева, о том, когда он родился, к какому сословия он принадлежал. Так же непонятно, кто был его первым учителем, и когда у мастера проявился талант. Многие исследователи, историки, искусствоведы, условно приняли 1360 год за дату его рождения. Первые воспоминания о художнике сводятся к 1405 году, в московской "Троицкой летописи", где сказано, что в 1405 году, трое мастеров Феофан, Прохор, да Андрей Рублев, отправились на разукрашивание храма.
Так как имя Андрея Рублева было указанно в самом конце списка, это может говорить о том, что среди всех мастеров он был младшим. Но уже то, что его отметили в такой важной работе, как украшение церкви, наряду с известным в то время мастером Феофаном, говорит, что Андрей Рублев уже имел авторитет.
Следующая отметка в Троицкой Летописи сводится к 25 маю 1408 года, где опять упоминается о том, что Данило Исконник, и Андрей Рублев, были приглашены на украшение построившегося каменного храма Святой Богородицы, по приглашению Великого князя. До наших дней сохранились работы Данила и Андрея Рублева, в виде иконостаса, который состоял из фресок, великолепно расписанных, и находящихся на стенках храма.
В 1768 году, из-за того, что иконостас 1408 года окончательно обветшал, и не соответствовал вкусам Екатерины, по её распоряжению, он был продан в село Васильевское. Узнав об этом, в 20 веке, снарядили целую экспедицию, целью которой было найти этот иконостас и реставрировать его. Экспедиции удалось выполнить поставленные цели, и уникальная работа Андрея Рублева, была помещена в Третьяковскую Галерею и Государственный Русский музей. Можно смело судить о том, что так, как писал иконы Андрей Рублев, и такой вклад, который он внес в XV веке в развитие человеческой души, не сделал ни один мастер того времени.
В продолжении темы: Андрей Рублёв и его творчество.
Светлана Комлева, 2005.
Светлана Комлева -
2 -
3 -
4 -
5 -
6 -
7 -
8 -
9 -
The End