На главную
Статьи

Усадебная культура 1990-х годов

В восьмидесятые годы обе российские столицы были охвачены «дачным бумом»: строительством и освоением небольших земельных участков, вдруг ставших доступными обычному тогда еще советскому гражданину. До этого дачи были преимущественно «профессорскими», а вот на излете советской эпохи — одновременно с магазинным дефицитом продовольственных товаров — вокруг городов обнаружились сотни гектаров неосвоенных и по большому счету никому не нужных лесных и болотистых площадей. И горожане ринулись на освоение этой целины, решая заодно и продовольственные проблемы.

В девяностые годы дача постепенно лишается статуса «сельскохозяйственного угодья» и превращается в усадьбу, поместье, загородный дом. И здесь открывается широкие просторы для самовыражения. Дачное проектирование деревянных домов на участке в 6 сотен в 1980-х годах сводилось в лучшем случае к копированию уже распространенных деревенских избушек: проекты одноэтажных домов не отличались разнообразием. А вот в 1990-ые годы усадебное проектирование и ландшафтный дизайн водоемов поражали воображение: оказалось, что даже привычное строительство домов из бруса может породить не только избушку на курьих ножках или «времянку», но нечто поистине грандиозное.

Если поездить по загородным шоссе вокруг Москвы или Петербурга, съезжая периодически с наезженных международных трасс и кружа по проселочным дорогам, вокруг озер по сосновым лесам, рядом со старыми деревнями и вдали от них обнаружится огромное количество памятников усадебной архитектуры конца ХХ века: и в достроенном, жилом состоянии, и в виде неоконченных проектов, которые тем не менее позволят оценить масштабность и величие замысла. Аборигены расскажут о местных рыцарских замках, брошенных владельцами, об огороженных усадьбах, охраняемых сворами собак…

Подобные дома-дворцы, уединенные места обитания самых разных персонажей современной действительности, очень быстро стали местом действия и множества новой русской литературы. В массовой литературе, в детективах и женских романах часто важнейшие события происходит именно в загородных усадьбах: видимо, для русского писателя это пространство выполняет ту же функцию, что и английский классический особняк с дворецким, готический особняк с привидениями или американский suburb, обеспечивая необходимую удаленность и обособленность от нескромного взгляда и слуха соседей.


Сайт создан в системе uCoz