На главную
Пролеткульт

Литературная студия

(Гудки. 1919. № 2. С. 30-31)

Аудиторию воскресных литературных бесед обычно составляют кроме студийцев и посторонние пролетарские писатели.

На беседах, при участии руководителей студии т.т. А. Белого, Н. Шварца, М. Стоялрова, В. Плетнева и В. Иванова, разбираются произведения, прочитанные студийцами и нестудийцами, производится разбор со стороны формы, ритма и содержания, обсуждается вопрос, поскольку разбираемые произведения проникнуты пролетарской идеологией.

В воскресенье 9-го марта были прочитаны следующие стихотворения:

Студийцами т. Казиным — «Каменьщик».

При обсуждении т. А. Белый находит стихотворение вполне выдержанным по форме и содержанию и отметил красивое сравнение восходящего солнца с «красным кирпичом». Т. Полетаев указывает на изысканность образа: «Сочится усталость в плечах».

Т. Александровский — «Заводы».

Т. Белый отмечает изысканность техники Александровского в созвучии без рифмы. Ассонирующие слоги вполне соответствуют ритму, намеренно громоздкому и тяжелому.

Т. Родовым — «Песня».

Т. Шварц находит стихотворение риторичным, такого же мнения придерживается и А. Белый, который, кроме того, отмечает некоторую растянутость, — при лаконичности стихотворение много бы выиграло.

Т. Полетаевым — «Вихри».

Т. Белый видит в творчестве Полетаева влияние поэзии Пушкина (однако, не в смысле подражательности), выражающееся в музыкальности и звучности, достигаемых простыми средствами.

Т. Ерошин замечает, что его не удовлетворяет некоторая легкомысленность формы.

Т. Орешин считает Полетаева лириком современных переживаний.

Т. Праскуниным — два стихотворения «В храме» и «Город».

Из пролетарских поэтов не-студийцев читали:

Т. Дмитриев — лирическое стихотворение, начинающееся стихами: «Прочь, седая стая, стая ратников любви». Далее развивается мысль, что в (с. 30) настоящий момент — личные чувства должны уступать долгу коллектива.

Т. Орешин находит некоторую двойственность, автор еще не нашел себя и, по словам Орешина, «стоит на-четвереньках в самом себе».

Т. Шварц находит заимствованность образов: «знойно-мудрый человек», напоминающую Белого, и «стремя планет» и «сечей рубин», что также из Северянина. Чтобы понять стихотворения, из-за внутренней вычурности требуются комментарии автора.

Т. Бутров прочитал поэму (без заглавия), посвященную психологии женщины.

Т. Шварц считает, что это не стихи, а «назойливо-скучная проза», за исключением некоторых поэтических мест. Нет рифмы, определенного размера, единства построения и т. д.

А. Белый и другие высказывающиеся присоединяются к этой оценке. Автор выражает свое недовольство по поводу того, что никто из критиков не коснулся «содержания» его поэмы.

По вопросу о форме и содержанию возникают оживленные прения, заканчивающиеся тем, что форма и содержание неотделимы друг от друга; не может быть глубокого содержания, которое не было бы выражено в мастерской форме и наоборот.

М.В. (с. 31)


Сайт создан в системе uCoz