На главную
Статьи

Распространение протестантизма в Северной Европе

Культурные процессы, будучи инспирированы человеческим сознанием (как индивидуальным, так и массовым), не всегда имеют в своей основе исключительно духовные предпосылки. Кантовский «моральный закон внутри нас» не исчерпывает человеческой природы. Произведения искусства, шедевры мировой культуры базируются в том числе и на психофизиологической природе человеческого мышления. Политические и экономические причины существенным образом влияют на развитие культуры и смену культурных систем. И зависимость здесь не обязательно прямая и очевидная (вряд ли справедливым будет высказывание типа «Достоевский написал «Преступление и наказание», потому что ему срочно нужны были деньги»).

В начале XVI века в Европе возникает и начинает активно распространяться церковное движение, связанное со стремлением реформировать католическую церковь, — протестантизм. Основателем его был доктор теологии Мартин Лютер, написавший в 1517 году «95 тезисов против индульгенций», направленных против деятельности папского католицизма. Лютер полагал, что римско-католическая церковь искажает букву и дух Святого Писания, и необходимо вернуться к истине — Библии. В ответ на нападки Лютера папа Римский отлучил его от церкви, а император Священной Римской Империи издал специальный эдикт, запрещавший публиковать труды Лютера и оказывать ему помощь как еретику. Через несколько лет эдикт был отменен, затем вновь возвращен, в ответ на что немецкие князья объявили протест (от которого и появилось название «протестантизм»).

Но в то время, как папская церковь боролась с нападками Лютера, отстаивая свои права на имущество прихожан, правители стран Северной Европы восприняли реформацию католичества с исключительным энтузиазмом. И объяснялось это далеко не богословскими и не духовными причинами. Важными оказались несколько моментов из учения Лютера: во-первых, отказ от признания Папы Римского авторитетным представителем Господа на земле. Более того, протестантизм отказывается видеть различия между мирянином и священником: идея всеобщего священства полагает их равными перед лицом Господа. Заодно Лютер отказывается видеть в монашестве единственный путь к спасению души, и утверждает, что мирская жизнь тоже может протекать в истинной вере.

Во-вторых, лютеранство и протестантизм в целом были национально ориентированными церковными движениями: Лютер первым перевел Библию на немецкий язык, приблизив тем самым Священное Писание к обычному человеку, в то время как раньше оно было доступно только образованному священнику, знавшему латынь. Распространению протестантизма по территории Европы, а позже и всего мира весьма способствовал тот факт, что он допускал перевод канонического текста Библии на национальные языки.

В-третьих, немаловажной подробностью было стремление Лютера строить жизнь по Писанию, допускавшему многое из запрещенного Римской церковью. Например, коль скоро в Ветхом Завете неоднократно встречаются упоминания о нескольких женах одного мужа, Лютер полагает, что многоженство допустимо.

Поэтому монархи стран, не входивших в Священную Римскую Империю, которым давно мешало руководство Папы Римского, с удовольствием становятся протестантами, реформируя церковь в собственных владениям.

Один из самых скандальных королей Великобритании, Генрих VIII, использовал открывшуюся возможность для решения сразу нескольких проблем. Объявив себя в 1532 году главой церкви Англии, он женился второй раз (что было запрещено ему папой) и отменил институт монашества, конфисковав монастырское имущество и земли. Как и Лютер, он был отлучен папой от церкви.

Король объединенной Норвегии и Дании, Кристиане III, принял лютеранство в 1536 году и объявил его государственной религией. Церковь Норвегии до сих пор сохраняет это status quo, являясь к тому же одной из самых прогрессивных церквей в мире: она разрешает рукополагать женщин, допускает вторые браки, а с 2007 года епископам Норвегии разрешено по их усмотрению освящать гомосексуальные бракосочетания. В Дании принята статья Конституции, по которой члены королевской фамилии обязаны принадлежать к лютеранской церкви.

Король Швеции Густав Васа, поначалу запретивший было труды Лютера и их распространение, вскоре изменил свое решение и начал постепенно насаждать лютеранство. Объявив себя церковным главой и посадив чиновников решать церковные вопросы, Васа также не преминул воспользоваться монастырским хозяйством. Швеция сегодня — это крупнейшая лютеранская община почти в 7 миллионов человек.

Пропагандистом лютеранства на территории Финляндии был Микаэль Агрикола, почитаемый как национальный героя. Финляндия восприняла протестантизм (в отличие от меркантильных королевств Англии, Норвегии и Швеции) прежде всего как важнейшее средство для утверждения национальной идентичности. День смерти Агриколы, переводившего Священное Писание на финский язык и создавшего важнейшие церковные труды на финском, был объявлен Днем финского языка.

Голландия, совершившая переход к независимости и официальному протестантизму гораздо позже, в середине XVII века, тем не менее тоже использовала религиозный повод: поднятое кальвинистами восстание против испанской инквизиции было жестоко подавлено герцогом Альбой, что послужило причиной для начала Восьмидесятилетней войны.

Тесная связь церковных и властных институтов с проблемами экономики и национальной идентичности в истории распространения протестантизма на территории Европы слишком очевидна. Было бы, однако, интересно посмотреть, как осуществляется это взаимодействие с механизмами текстопорождения в поле ангажированного искусства и литературы, как реализуются интенции властных инстанций в их риторике и семиотической деятельности.


Сайт создан в системе uCoz