Искусство украшения шелковых тканей в Китае
Искусство украшения тканей — одно из древнейших искусств, появившихся почти одновременно с началом использования тканей. Гладкие ткани без узора украшались вышивкой или росписью.
Родиной шелковых тканей является Китай, где шелк был известен еще за 300 лет до нашей эры. Китайцы долгое время хранили в строжайшей тайне секрет его производства, а вывоз шелковичных червей за пределы страны был категорически запрещен.
В Европе производство шелковых тканей начинает развиваться в IV веке новой эры во времена Византийской империи. Подражая роскоши Востока, византийские императоры носили одежду из драгоценных тканей, украшенных великолепными орнаментами. В первоначальный период прикладное искусство находилось под большим влиянием Персии, Китая, Индии. Этим объясняется использование в орнаментальном украшении тканей восточной символики: сказочных животных, экзотических цветов, всевозможных комбинаций геометрических фигур. Постепенно византийские мастера перерабатывают заимствованные орнаменты на свой лад и впоследствии достигают исключительного совершенства в этой области.
Роскошь и пышность нарядов была страстью Византии во времена правления Юстиниана. Именно в это время двум греческим монахам удалось привезти в Константинополь из Индии шелковичных червей, а два года спустя, доставить и пересадить необходимое для их содержания тутовое дерево (шелковицу). Вскоре под непосредственным покровительством императора возникли крупные фабрики по производству шелковых тканей, вначале в самой столице, а вскоре в Афинах, Фивах, Коринфе и других местах. После этого одежда из шелка получила необычайное распространение.
Все усилия византийских ткачей были направлены на то, чтобы перенять тайны необыкновенного искусства азиатского ткачества. Вначале они стали заимствовать образцы у персов, а позже, с начала VIII века, у арабов, изделия которых в этой сфере отличались большим разнообразием орнаментов. Поэтому в рисунках на византийских тканях «новоперсидского» периода преобладают изображения фантастических животных, геометрических фигур, звезд, кругов и т. п. В тканях, созданных по арабским образцам, преобладают узоры растительного орнамента в сочетании с арабесками звериного стиля, переплетающимися наподобие лент.
Так Китай утратил монополию на изготовление шелковых тканей, однако уникальная техника вышивки шелком по шелку еще долгое время остается секретом китайских мастеров ручной вышивки, создававших подлинные шедевры. Вышивалась одежда, головные уборы, обувь, военные мундиры, ширмы и целые картины.
Вышитые шелком по шелку картины выполнялись в самых разных живописных жанрах, и часто зритель, не знающий о том, что перед ним вышивка, воспринимает шелковую картину как живописное полотно. Самые удивительные работы — это двусторонние вышитые картины, где на двух сторонах шелкового полотна вышиты совершенно разные сюжеты. С помощью этой уникальной техники китайские мастера создают ширмы и настольные экраны, глядя на которые сложно поверить, что эти шедевры могла сотворить рука человека.