Подарки в эпоху Интернета
Забавная западная традиция — составление wishlist'ов — в России приживается медленно и со скрипом. Казалось бы, такое облегчение для приглашенных на день рождения или на свадьбу: залез в интернет на специальный сайт, открыл wishlist именинника, отсортировал список по ценам, оплатил кредиткой и — вуаля! — подарок готов, будет доставлен вовремя в красивой упаковке. В Америке или в Европе такие виш-листы пользуются популярностью и спросом: а как еще молодой человек может выбрать уместный подарок девушке, если знает ее всего неделю, а у той внезапно образовался день рождения? В одном из романов Софи Кинселы вокруг этих «листов желания» закручена добрая часть интриги, но для российского читателя этот chicklit оказывается занимательным этнографическим текстом: вот как, оказывается, у них в Англии все это устроено! Молодожены отправляются в особый магазин, специализирующийся на свадебных подарках, и в соответствии со своими желаниями и предпочтениями формируют в магазинном компьютере wishlist из товаров, которые в магазине присутствуют. Гости, в свою очередь, заранее предупрежденные, в каком из магазинов жених с невестой оставили свои пожелания, знакомятся в торговом зале со списком и выбирают подарок (после покупки тот исчезает из списка). Сервис предполагает подарочную упаковку и доставку подарков к месту торжества. Исключительно удобно: в подарок покупается именно то, что нужно, в том стиле и того цвета, какого хотелось бы новобрачным, и нет риска, что гости приволокут в подарок четыре чайных сервиза и пять тостеров.
Но в России — удивительное дело — такой сервис практически невозможен. Если вы когда-нибудь пробовали выбрать подарок девушке, опираясь на ее собственные слова, вы знаете, насколько это сложно. Во-первых, девушка на вопрос «Что тебе подарить?» — обычно реагирует странно. Она опускает глазки в пол, жмется, мнется и толком ничего не говорит. А даже если вам удалось что-то из нее выдавить, то потом выясняется, что вы купили не то, не того цвета и вообще она имела в виду совершенно другое, а сказать ей было неудобно. Вот это коронное русское «неудобно» — и есть та самая причина, по которым виш-листы у нас так не популярны. Напрашиваться на подарки порядочной девушке неудобно. А вдруг у вас нет столько денег? А вдруг вам не понравится ее прагматичность? Да и вообще она хотела, что вы «сами догадались», что именно ей хочется. А попробуйте подарить ей два билета на концерт своей любимой панк-группы — обидится ведь…