На главную
Рецензии

Бахыт Кенжеев. Невидимые. М.: ОГИ, 2004.

Мария Левченко

Бахыт Кенжеев — пожалуй, последний и единственный сегодня поэт, искренне верящий в то, что стихотворцу доступно нечто невидимое для обычного человека. Но самое смешное – что он прав.

Выпущенный в издательстве ОГИ сборник стихов казахского по происхождению, канадского по месту жительства, русского по традиции поэта — девятый по счету и самый полный по содержанию — включает и ранние стихи, и новые, «еще не сложившиеся в книгу».

В самом названии новой книги стихов «Невидимые» скрываются не столько пресловутые гоголевские «невидимые миру слезы» в компании с привычной уже сегодня рифмованной насмешкой над собой, поэтом, и над внимающим миром, сколько невидная божественная одухотворенность быта и бытия. Невидимая глазу — потому что прекрасным в «дряхлеющей вселенной» остаются лишь звуки — «только свежего снега легчайший хруст, только ангела детский всхлип». И еще музыка стихов самого Кенжеева — эстета, кочевника и старого семидесятника, вырастающая из мелодий самой что ни на есть классической русской поэтической традиции — Пушкина, Мандельштама, Тарковского. Но при последовательной приверженности классическому стиху поздний романтик Кенжеев непонятным образом удерживается в поэтическом воздухе, балансирует на грани иронии и трагедии, спасаясь тем самым от падения в бездну пафоса и патетики, казалось бы, неизбежной в современной поэзии. Банка шпрот, бомжи, Хрущев, поэт в очереди за колбасой, индейцы племени мик-мак, заезжий колдун — и ангелы, ангелы Рафаэля и Венички Ерофеева, и тысячи серых солнц, и потусторонний свет, и сиротская вода — все это сливается в зримом мире поэзии Кенжеева, а за кадром, над ними —

И над поверхностью земли —
как фимиам в Господнем храме —
невидимые корабли
плывут воздушными морями.


Сайт создан в системе uCoz