Бильярд в половине десятого
Бильярдная тема в русской литературе — довольно редкий гость. Навскидку вспоминается только, пожалуй, Михаил Кузмин с его «И половину дня стучим киями» из цикла «Форель разбивает лед» с неизбежными эротическими коннотациями из рукописного варианта. Играют в бильярд немного у сомнительного Арцыбашева в «Санине», да у Стругацких в «Отеле у погибшего альпиниста» игра выступает как атрибут «заграничного» пространства.
На русской почве эта простонародная европейская игра становится признаком аристократического времяпрепровождения: бильярдные столы требуют соответствующей обстановки: шале, замка, английского клуба (с ударением на первый слог), загородного особняка или, как минимум, дачи.
В то время как в англоязычной и франкоязычной литературных традициях бильярд скорее свидетельствует о принадлежности к низшим социальным слоям: например, Алиса, героиня романа Бернарда Шоу «Карьера одного борца», остается в возмущении от вопроса, играет ли она в бильярд, поскольку в ее представлении бильярд — это игра, в которую играют в «деревенском трактире».
Преобладание «аристократических» коннотаций в восприятии бильярда сохраняется довольно долго: несмотря на то, что в Советском Союзе были даже свои мастера спорта по бильярду, эта игра снисходит до российских баров и пабов (они же «деревенские трактиры») только в конце ХХ века.