На главную
Статьи

Светлана Комлева говорит о русских художниках. Верещагин и Васнецов.



Василий Верещагин – выдающийся художник-живописец, с легендарной судьбой и славой, родившийся 26 октября 1842 года в семье уездного дворянина Новгородской губернии, в городе Череповце. Отец, планируя ему карьеру военного, отдает его на обучение в Малолетний кадетский корпус в восьмилетнем возрасте.

После Малолетнего кадетского корпуса будущий художник попадает в морской кадетский корпус в Петербурге, где и увлекается рисованием, посвящая этому занятию все свое свободное время. Кроме того он в течение года посещает занятия Общества поощрения художников при вольноприходящей школе по рисованию Петербурга, где был отмечен и поощрен своими преподавателями.

Несмотря на то, что юный Верещагин с отличием заканчивает обучение в кадетском корпусе и категорический протест родителей, в 1860 году он поступает в Академию художеств, при этом оставшись без родительской поддержки. Однако проучившись пару лет, он бросает и Академию, считая академическое образование и эстетику "чепухой". Несмотря на не систематичность его обучения, образование у него обширно и серьезно, интересы разнообразны: история, военное дело, социология, этнография, философия и другие.

После Академии он отправляется на Кавказ, где и появляются его первые рисунки об этой стране, его быте и пейзажи. В тоже время он начал работу над созданием картины, однако нарисовав серию эскизов к ней, работу он так и не закончил. Василий Верещагин уезжает в Туркестан, где в 1868 принимает участие в обороне Самаркандской крепости, в составе русского гарнизона. За проявленное мужество и особые боевые заслуги был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. Это была его единственная награду, которую он принял. Верещагин отказался от всех наград, и даже от звания профессора Академии художеств, предложенного ему в 1874 годы, вызвав своим отказом широкий резонанс.

Художник в 1869-1870 годах возвращается в Туркестан, где и создает большую серию работ о Средней Азии: картин, этюдов и рисунков. Благодаря Туркестанской серии в 1873-1874 годах Верещагин впервые получает огромную известность, поскольку эта серия смогла произвести изумляющее впечатление на современников. С помощью своих работ Верещагин смог показать новое и оригинальное: новизну письма и красок, технику, отличающуюся от техники русских современников. Его работы имели большой успех не только в России, но и за рубежом. В основном герои его произведений являлись обычные простые люди, русские солдаты. Художник старался донести весь ужас войны, ее жестокость.

С 1874 года по 1879 годы Верещагиным было написано еще две серии Индийская и Балканская. Балканская серия стала кульминацией творчества художника. Эти работы демонстрировались во многих европейских странах, Америке, сумев проявить огромный интерес к Верещагину во всем мире. Желания художника связанные с этими работами не оправдались, не получилось Балканскую и Индийскую серии сохранить в полном составе и оставить их в России, как Туркестанскую.

В 1877-1878 годах Верещагин принимает участие в русско-турецкой войне против турецкого ига, поддерживая освободительную борьбу славян. Несмотря на свое тяжелое ранение, полученное в одном бою, он не оставляет свое творчество.

Русско-японская война застает Верещагина за работой, однако он все оставляет, и отправляется принимать участие в сражениях на Дальнем Востоке, впоследствии надеясь написать о ней ряд картин. Однако этого не случилось – с этой войны Верещагин не вернулся. В последний день марта 1904 года броненосец "Петропавловск", на котором находился Верещагин, был подорван на мине под Порт-Артуром. В продолжении темы: Туркестанская серия В.Верещагина.

Аполлинарий Михайлович Васнецов.

Апполинарий Михайлович Васнецов – художник-пейзажист, младший брат известного Виктора Васнецова, родился 6 августа 1856 году в Вятской губернии. Благодаря своему отцу, любящему природу, Апполинарий с детских лет увлекается рисованием. В десятилетнем возрасте у него умирает мать, а через четыре года он остается сиротой. В это время юный художник находился на обучении в Вятском духовном училище, хотя карьера священнослужителя его не прельщала. Его старший брат Виктор, находившийся на обучении в Академии художеств Петербурга, приехав на похороны отца, обращает внимание на талантливое художество Аполлинария и определяет его на обучение на частные уроки к польскому художнику Эльвиро Андриолли.

В 1872 году окончив духовное училище, он переезжает к брату в Петербург. Под опекой старшего брата он готовится к поступлению в Академию художеств, много рисует. В силу своей молодости он не мог определиться, что же ему нравилось больше, его привлекало: рисование и литература, геология и астрономия, преподавание. Геология настолько привлекала его, что он даже хотел поступать в Геологический институт, однако такому решению препятствовал брат. В 1875 году Васнецов младший возвращается в родной город, решив посвятить себя просвещению народа, и сдает для этого экзамен. Однако в скорости он разочаровывается от своей работы, ощутив всю бесполезность и ее бесплодность. От этого периода сохранилась любопытная работа "Идеальная деревня будущего".

Начиная с конца 1870-х годов Васнецов младший, под руководством брата начинает усиленно заниматься живописью, при этом сразу достигая огромных успехов. На его формирование как художника, кроме брата, оказывают огромное влияние таких мастеров как Шишкин и Куинджи.

С 1882 года принимает активное участие в жизни художественного кружка имени Мамонтова в Абрамцеве. В это время тесно общается со многими художниками.

С 1883 года Апполинарий начинает показывать свои работы на передвижных художественных выставках. Первое признание таланта молодого художника состоялось после приобретения картины "Серенький день" Павлом Третьяковым с девятой передвижной выставки Товарищества. Васнецов считал ее самой лучшей работой этого периода.

Через несколько лет художник совершает путешествия по России, Украине, Крыму, придавая своим поездкам огромное значение. За это время он смог посетить более ста населенных мест, в которых рисовал и писал этюды. В 1888 году его принимают в члены Товарищества передвижников благодаря его картине "Днепр перед бурей". Это вступление для Васнецова было значительным событием. Пора расцвета Васнецова как художника пришлась на 1890-е и начало двадцатого века, его первое десятилетие. В последних числах октября 1900 года Апполинария удостаивают звания академика в Академии художеств, а через три года он становится действительным членом этой Академии. В это время он уже является достаточно известным художником, его работы пользуются популярностью, около десяти работ приобретают для Третьяковской галереи.

В 1901 году он начинает преподавать искусство живописи, ваяния и зодчество в училище живописи в Москве и в течение семнадцати лет преподает там. Среди его учеников было немало таких, которые смогли стать известными художниками Советского союза. Более десяти лет он председательствует, а после становиться почетным председателем Комиссии изучающей старую Москву. Работа в этой комиссии приносила ему огромное удовольствие. В 1933 году в возрасте семидесяти шести лет Апполинарий Михайлович Васнецов умирает. В продолжении темы: Урал в картинах А.Васнецова.

Светлана Комлева, 2005.

Светлана Комлева - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - The End


Сайт создан в системе uCoz